m-studio-2007@mail.ru | +7(964)580-88-84

КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА. Часть 3.

Итак, уважаемый читатель, Вы уже знаете из чего состоит фотоаппарат, фотографические термины, определения. Надеюсь усвоили какие - то технические аспекты съемки, и теперь сможете осознанно выбирать параметры съемки для того или иного сюжета. В этой, заключительной части, я хочу поговорить о секретах хорошего снимка. С одной стороны, сложного тут ничего нет. С другой стороны сделать хорошую фотографию непросто.

 

Часть 3. Секреты хорошего снимка.

Давайте сразу определим, что же мы подразумеваем под хорошим снимком. Это не мировой шедевр, хотя все может быть. Фотография единственное искусство, которое дает новичку шанс случайно сделать гениальный кадр. Но сейчас речь идет о других снимках. Которые интересны зрителю, которые привлекают внимание и вызывают эмоции.

Бытует мнение, что такие фотографии могут делать только профессиональные фотографы. Это не совсем верно. Профессиональный фотограф – это человек, который зарабатывает себе на жизнь с помощью фотографии. Качество снимков тут ни при чем. Порой снимки любителя значительно лучше, чем снимки профессионального фотографа. Поэтому, если в статье встретиться слово “профессионал” – понимайте его как “человек серьезно увлеченный фотографией”.

Итак вернемся к секрету хорошего снимка. А секрет этот очень простой – чем больше труда Вы вложите в фотографию, тем лучше она будет. И все.

Трудности заключаются в другом – в учебе. Нужно досконально изучить свою фототехнику. Нужно изучить правила компоновки и композиции, цвета. Надо учить методы последующей обработки фотографий. Это длительный и трудоемкий процесс. А еще надо развивать свой вкус – смотреть и анализировать (!!!) работы признанных мастеров в том жанре, который Вы собираетесь осваивать.

Процесс создания фотографии происходит следующим образом.

  1. Сначала появляется идея. Неважно, будь то студийная или уличная фотография. Перед тем, как Вы соберетесь куда то пойти, определитесь, что Вы будете снимать.
  2. Прорабатываются эскизы (если это постановочная съемка).
  3. Непосредственно съемка, с учетом знаний своей фототехники и правил фотографирования.
  4. Обработка в фотошопе до получения задуманного произведения.

При этом идея не должна быть расплывчатой – я иду на улицу фотографировать город. Иначе Вы просто хорошо прогуляетесь, не сделав ни одного снимка. Или сделав большое их количество, но все они будут ни о чем. Конкретизируйте цель. Подворотни, жители города, ритмы… Посмотрите фото других фотографов. Как они решили такую же задачу. Что Вам понравилось в их работах, а что можно было бы улучшить… И после этого – вперед. Со временем, необходимость подготовки исчезнет – Вы научитесь интуитивно находить сюжеты.

Скорее всего с первого раза ничего не получится. Фотография – это не живопись, где можно скопировать сюжет, подобрав похожие краски. Тут много зависит от случая, погоды, местоположения в конце концов. Но это нормально. Не все сразу. Проанализируйте свои работы. Почему они получились не такими, как Вы хотели. Что нужно исправить, переделать. И снова в бой! Со временем Вы научитесь автоматически избегать различных ошибок.

Если съемка постановочная (студийная), то в этом случае нужно стараться максимально следовать проработанному сюжету. Стараться выстроить обстановку, позы модели, согласно замыслу. Это не всегда удается в силу различных объективных причин. Нет того или иного предмета в студии, комплекция модели не позволяет занять ей ту или иную позу. В этом случае нужно либо переходить к следующему сюжету или импровизировать.

Так или иначе, но наконец Вы получили изображение, которое Вам нравится. Многие на этом останавливаются, распечатывают его или выставляют в галереи. Как я уже говорил, современные цифровые фотоаппараты позволяют получить картинки достаточно высокого качества. Но для профессионала (кто такой профессионал – читай выше) – это только полуфабрикат, который нужно доводить до ума. Так было когда снимали на пленку. Так есть, когда снимают на цифру.

 

Хочу в качестве примера привести всемирно известную фотографию Хорста П Хорста “Мэйнбохерский корсет”. Не важно, что это не корсет, а корсаж, не компании “Main Rousseau Bocher“, а компании “Corsetiere Detolle”. Важно то, как автор снял и обработал эту работу.

Про свет и постановку я молчу – надо обладать талантом, чтобы так снимать. Для меня такая фотография была бы идеальной. Однако автора не устроила линия талии. И он ее немного подретушировал при печати. Обратите внимание на корсет слева. А ведь это снято на пленку. И художественная ретушь при ручной печати вещь достаточно сложная и кропотливая.

 


В наше время ретушь стала значительно проще. Фотошоп позволяет ее выполнять практически незаметно. Убрать мусор из кадра, подправить линии, сделать контрастнее отдельные участки кадра.

В самом простом случае, я предпочитаю добавление слабого зерна и повышение резкости. В результате поверхности получают бархатистую структуру, имитирующую пленку. Поверхность объектов перестает быть пластмассовой.

В более сложных случаях – можно подправить форму объектов, удалить ненужные объекты из кадра, или добавить нужные. Можно поработать с тенями, светами контрастом.

В самых крайних случаях, обработка позволяет исправить технические дефекты, такие как засветка и блики, искажения объектива.


Эскиз "Сырой" снимок Готовая фотография

 

На рисунках 2 – 4 показаны основные этапы процесса создания работы. Рисунок 2 – эскиз будущей фотографии. Приблизительно проработана поза и освещение. Рисунок 3 – изображение переведенное из формата RAW в TIFF. Как видно поза , положение кубика не соответствует в точности эскизу. По месту вносятся коррективы, чтобы линии были более плавными, эстетичными. Рисунок 4 – окончательный вид фотографии, после обработки в фотошопе. Убран цвет – здесь он не нужен. Изменен уровень освещенности фона. Добавлено зерно и обработка под сепию.

 

Эскиз "Сырой" снимок Готовая фотография

 

На рисунках 5 – 7 также показаны этапы процесса создания работы. Студия оказалась очень тесной и пришлось сильно ретушировать фон. Вернее заменить его на новый. А дальше все так же: зерно, резкость, сепия…

 

"Сырой" снимок Готовая фотография

 

Фото на Рисунке 8 было сделано во время прогулки объективом Гелиос 40, f = 85 мм, d = 1,5. Мне очень нравится работать этим объективом, хотя зачастую результат непредсказуем. К сожалению, во времена, когда он был сделан, хорошего просветления линз еще не существовало. Поэтому блики при контровом свете Гелиос “ловит” очень хорошо. Еще одним недостатком этого объектива является искажение цветов, хотя иногда получается очень теплый, янтарный оттенок. Тут претензий особо нет - он создавался под ЧБ пленку.

Когда я перевел цифровые негативы в формат картинок, синий артефакт на изображении меня сначала очень расстроил. Обычно такие фотографии я сразу бракую. Но на этой мне понравилось выражение лица модели. Полчаса работы в фотошопе и готов результат – фотография на рисунке 9. Это как раз тот случай, для которого этот объектив и создавался.

 

 

"Сырой" снимок Готовая фотография


Фото на рисунке 10 было сделано объективом Canon 17-40 L. Не смотря на отличные характеристики этого объектива, данный сюжет оказался ему немного не по зубам. Стены здания оказались “завалены”. Впрочем, это не удивительно. Для съемки зданий существуют специальные шифт объективы, со смещаемой оптической осью. Стоит такой объективчик… много!!! (где то видел в районе 50…60 тысяч рублей).

После небольшой обработки в фотошопе, с помощью фильтра деформация, стены снова стали ровными (рисунок 11).

 

К сожалению придется отметить, что в некоторых случаях, для создания хорошей фотографии приходится вкладывать не только много труда, но и много денег. Аренда помещения / студии, аренда реквизита, оплата работы модели, визажиста, транспортные и прочие непредвиденные  расходы.

Профессиональные фотографы часто работают в подобных проектах. Получают за это деньги и фотографии в портфолио. Все расходы несет заказчик. Любителю же придется за все это платить из своего кармана. Или осваивать много смежных специальностей. Визажиста (реального или виртуального), стилиста, постановщика, ретушера. Иногда бывает обидно, когда пробелы в каком то знании не позволяют достичь желаемого результата.

Но что поделать. Увлечение фотографией в свое удовольствие – удовольствие дорогое. На своем примере могу сказать следующее: при затратах только на аренду студии (модель работает на условиях TFP (Time For Print – т.е. за портфолио)) и выходе 15…20 хороших работ с одной сессии, себестоимость одной работы получается от 100 р и выше… А окупаемость практически нулевая.

С другой стороны, что может сравниться с удовольствием, которое ощущаешь, когда видишь, как рождается законченное произведение. Когда твою работу признают и хвалят посторонние люди. И ты понимаешь, что чем то обогатил этот мир. Пусть не шедевром, но доброй светлой работой.

 

Удачи Вам и творческих успехов!

 

Все фотографии и тексты, представленные на сайте, являются собственностью А. Морковкина и защищены законом "Об авторском праве". Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях, а также любая обработка без моего письменного разрешения ЗАПРЕЩЕНЫ! В случае размещения работ в интернете обязательна обратная активная ссылка на мой сайт.

 
© 2007-2012 Морковкин А.В.
Все права защищены
Версия 4.0 от 31.01.2012

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100 ТОП Фотосайтов