КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА. Часть 2.
Итак, уважаемый читатель, Вы уже имеете некоторое представление, что такое фотоаппарат, из каких частей он состоит и для чего они нужны. Во второй части мы познакомимся с некоторыми важными понятиями в фотографии, без которых невозможно получение хорошего снимка.
Часть 2. Основные понятия в фотографии.
Диафрагма.
Диафрагма – это регулируемое отверстие в объективе через которое свет попадает на матрицу. Шаг диафрагмы: 1; 1,4; 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16;22 и т.д. 1 – самое большое отверстие. 1,4 – в два раза меньше. В зависимости от светосилы объектива отсчет может начинаться с 4 или 5,6 (у длиннофокусных – с 8 и более). Разница между ближайшими значениями называется одной ступенью.
Выдержка.
Выдержка – это время от начала открытия затвора до его полного закрытия. На современных фотоаппаратах минимальная выдержка составляет 1/8000 секунды. Далее следуют 1/4000; 1/2000; 1/1000; 1/500; 1/250; 1/125; 1/60; 1/30; 1/15; 1/8; 1/4; 1/2; 1; 2…30 сек. Каждая ступень выдержки отличается от предыдущей в два раза.
Экспозиция.
Экспозиция – это количество света, которое попадает на матрицу фотоаппарата и создает изображение. В большинстве случаев экспонометр фотоаппарата хорошо справляется с этой задачей и правильно определяет значение диафрагмы и выдержки.
Возьмем, например, такую экспозицию d=5,6 и t=1/250 c. И примем, что она верная. Тогда экспозиция d=4 и t=1/500 c – тоже верная. Диафрагма увеличилась на 1 ступень, а выдержка на 1 ступень уменьшилась. И такая экспозиция тоже будет верной: d=8 и t=1/125. Что дает изменение диафрагмы, мы рассмотрим чуть ниже.
Теперь предположим, что вместо рассмотренной выше экспозиции, экспонометр фотоаппарата выдает такую: d=8 и t=1/250 с. Очевидно, что света на матрицу попадет в два раза меньше, и кадр будет затемнен. Эта экспозиция на 1 ступень меньше, чем необходимая.
Считается, что можно “вытянуть” файл с отклонением от правильной экспозиции на 2 ступени. Будет снижение качества, но большинство деталей снимка будут различимы.
Экспопоправка.
Возможно Вы уже сталкивались, что иногда изображения получаются очень светлыми, а иногда темными. Это ошибка в определении экспозиции. Если фотографии получились очень светлыми, значит на матрицу попало слишком много света. Если темными – мало света. Но почему экспонометр фотоаппарата ошибся?
Фотоаппарат – это прибор. В нем сложные электронные схемы, которые обрабатывают информацию, но интеллект отсутствует. Он не понимает, что снимает. Он отрабатывает ту программу, которая в нем заложена. А заложена в нем программа, ориентированная на съемку среднесерого сюжета. С точки зрения освещенности, кожа европейца – среднесерая. Листва тоже среднесерая. Летний и осенний пейзаж среднесерые. Большинство сюжетов являются среднесерыми. Поэтому разработчики и заложили такую программу.
Теперь рассмотрим снежную равнину. Мы понимаем, что она белая. А фотоаппарат нет. Он, согласно программе выводит экспозицию на уровень среднесерого снимка. В результате снег получается тоже среднесерым.
Чтобы избежать этого, вводится экспопоправка. Можно установить ее вручную, изменив в режиме М выдержку на 1 или 2 ступени (например с 1/250 на 1/125…1/60), или использовать функцию экспопоправки, поставив ее на +1 или +2 ступени.
Такая же ситуация возникает при съемке темных предметов на темном фоне. Экспонометр фотоаппарата приводит сюжет к среднесерому и высветляет объекты и фон. В данном случае надо ставить отрицательную экспопоправку.
Экспозамер зависит от типа замера камеры. Он может быть матричным, центровзвешенным или точечным. Более подробно об этих методах читайте в руководстве к камере.
ГРИП.
Не пугайтесь, уважаемый читатель. ГРИП – это не простудное заболевание. Эта аббревиатура расшифровывается как Глубина Резко Изображаемого Пространства. ГРИП – это расстояние, на котором сохраняется резкость изображаемых предметов. Теоретически максимальная резкость находится только в одной плоскости. Но человеческий глаз не способен различать объекты менее 0,1…0,2 мм. Да и возможности полиграфии не превышают этих значений. А соответственно не резкость в этих пределах ничем не отличается от резкости.
|
|
ГРИП зависит от диафрагмы, фокусного расстояния и расстояния до объекта съемки.
А) Чем меньше диафрагма (5,6>>22), тем больше глубина резкости. Например для для объектива с фокусным расстоянием f=140 мм и диафрагмой d=11, на расстоянии 1,6 м ГРИП составляет 215 мм. При диафрагме d=1,5 – 29 мм.
Б) Чем меньше фокусное расстояние, тем больше глубина резкости. Например при d =11, и расстоянии 1,6 м, при f = 28 мм – ГРИП = 1319 мм; при f = 140 мм – ГРИП = 215 мм
В) Чем больше расстояние до объекта, тем больше глубина резкости. Например при d = 11, f = 140 мм и L = 2 м – ГРИП = 342 мм; при L = 4 м – ГРИП = 1456 мм.
|
|
Для самых любопытных могу предложить формулу расчета:
ГРИП = Lд - Lб
где Lд – дальнее расстояние резкости, Lгф – гиперфокальное расстояние, L – расстояние до объекта, f – фокусное расстояние.
где Lб – ближнее расстояние резкости, Lгф – гиперфокальное расстояние, L – расстояние до объекта, f – фокусное расстояние.
где Lгф – гиперфокальное расстояние, f – фокусное расстояние, d – диафрагма, Dкр – диаметр круга резкости.
Dкр = f / 1720.
ГРИП относительно плоскости фокусирования располагается на 1/3 перед плоскостью и на 2/3 после плоскости.
Но изображение может получиться нерезким не только, если объект не попал в зону ГРИП. Шевеленка (естественное дрожание рук, основания) тоже может испортить кадр. Чтобы этого не произошло избегайте по возможности съемок с рук на длительных выдержках. Есть простое правило – выдержка должна быть обратно пропорциональна фокусному расстоянию.
Например, при f = 28 мм, выдержка может быть 1/30 и короче; для f = 100 мм – t = 1/125 с и короче.
Бокэ.
Бокэ – это размытие фона за объектам. Качество зависит от объектива. Если фон размывается плавно – можно говорить о хорошем качестве. Если появляется двойное нерезкое изображение качество бокэ ниже.
На основании написанного выше можно догадаться, с какой целью уменьшается или увеличивается диафрагма при одинаковой экспозиции. С помощью нее регулируется глубина резкости и степень размытия фона.
Построение кадра.
|
|
Одним из первых правило золотого сечения предложил Леонардо да Винчи. Оно подразумевает условное разбиение картины (кадра) по линиям 1/3 высоты и ширины.
Эти линии называются сильными линиями. Точки пересечения сильных линий – сильные точки. Расположение объекта на сильных линиях или сильных точках обязательно привлекает внимание.
|
|
Расположение объекта по центру заставляет концентрировать зрение на центральной точке картины, в то время как картина с легким смещением объекта к сильным линиям психологически воспринимается более органично.
Отсюда вытекает правило, знакомое всем фотографам, которое рекомендует располагать линию горизонта на 1/3 высоты (от верхней или нижней границы кадра). Нарушать это правило можно, но нужно это делать осознанно.
|
|
Замечено, что европейцы, читающие слева на право, рассматривают изображение слева по кругу. Взгляд обходит все сильные точки.
|
|
Кроме сильных линий и точек фотографы широко используют диагонали кадра, как наиболее длинные линии. Подсознательно мы продолжаем дорогу, которая ушла в угол.
|
|
Дорога расположенная по вертикали наоборот создает дискомфортные ощущения, взгляд упирается в край кадра. Если на фотографии видна линия горизонта, то расположение дороги по вертикальной линии допустимо, т.к. дорога в этом случае уходит за горизонт и подсознательно мы понимаем, что она имеет продолжение.
|
|
Особое значение имеет баланс компонентов в кадре. Левый кадр не уравновешен. Лес кажется тяжелее и кадр “заваливается” вправо. Правый кадр равновесный.
|
|
Способов уравновесить неравновесный кадр много: можно поместить часть ветки, какой – либо темный предмет на переднем плане.
|
Отдельный разговор о композиции кадра – это ритмы. В жизни мы часто с ними встречаемся, но не уделяем им никакого внимания. Ритмы – это волны на морском берегу, скалы, цепь, ступени, фонарные столбы и т.д.
И последний вопрос композиции кадра – устойчивость. Если фигуры на кадре располагаются в виде треугольника с основанием внизу – устойчивый кадр. Если вершиной внизу – неустойчивый. Устойчивый воспринимается более естественно.
Резкость на фотографии.
Близко расположенные объекты должны быть резкими, более дальние – могут иметь небольшое размытие. Это связано с физиологическим восприятием глаза окружающего пространства. Воздух имеет определенную плотность и искажает дальние объекты. Человек фокусирует взгляд сначала на одном предмете, затем на другом, на ближнем на дальнем и т.д., а затем в голове собирается полная картина. Нерезкий передний план или размытое дерево метрах в 15...20 вызывает протест зрителя.
Перспектива.
Мы видим мир объемно. Фотография – это плоскость. Объем можно передать перспективой. Различают три вида перспективы:
а) Линейная. Образуется параллельными линиями, которые по мере удаления сходятся в точку. Это могут быть рельсы, дорога, речка и т.д. Кроме этого знакомые объекты по мере удаления становятся меньше, например, телеграфные столбы, образуя глубину пространства. При этом чем дальше от нас начинаются столбы или передние не помещаются в кадре целиком, тем меньше ощущается глубина.
б) Тональная. Связана с восприятием объектов на переднем плане более темными. Это связано с тем, что воздух, имея плотность, рассеивает свет от дальних предметов и они становятся светлее и менее резкими. Этим методом при незначительной глубине пространства, например на лесной поляне, можно передать объем, поместив на передний план темные кусты.
в) Воздушная. Естественный вид перспективы. Дальние предметы становятся светлее и слегка размытыми.
Пейзажный снимок должен иметь передний, средний и задний планы.
И заканчивая вторую часть, хочется отметить, что здесь были рассмотрены только технические, ремесленнические приемы. Используя их Вы сможете управлять отдельными элементами процесса съемки, получать более интересные снимки. Но они не сделают из Вас мастера высокого класса. Для этого нужно учиться, учиться и еще раз учиться. Изучать историю изобразительных и фотографических искусств, разбираться с композицией, учиться понимать ее и видеть в будущем изображении. И просто фотографировать. Много фотографировать и набивать руку. Учиться на своих и чужих ошибках. И по возможности не повторять их.
Окончание следует…
|
|
|