m-studio-2007@mail.ru | +7(964)580-88-84


О вопросах авторского права.

Борьба с пиратством в последнее время получает все большее распространение в нашей стране. Ужесточаются законы и ответственность, появляются первые судебные прецеденты.
Одними из первых об авторских правах заговорили западные компании. А на их опыте и российские правообладатели, в том числе и фотографы, все чаще стали защищать свои права в суде, получая многотысячные компенсации от нарушителей.

Буквально на днях удалось послушать вебинары двух специалистов в области авторского права, Виталия Ветрова (Владивосток) и Дарьи Кочетовой (Санкт Петербург). Выводами, которые я вынес из их слов, спешу поделиться в этой статье. Ориентирована она на защиту авторских прав фотографов.

 

1. Кто автор?

Права на произведение возникают в момент создания произведения, т.е. в момент нажатия кнопки спуска на затворе фотоаппарата.

А кто же автор получившегося снимка? Мнения двух юристов немного разделились. Виталий однозначно назвал автором фотографа, нажавшего кнопку. Дарья немного расширила эту ситуацию, пояснив, что автором является человек приложивший творческую составляющую произведения, тот кто создал визуальный образ. А следовательно можно рассмотреть следующие варианты: если один фотограф создаст, скажем, натюрморт и фотографирует его со штатива, а второй фотограф ставит после первого на штатив свой фотоаппарат и делает снимок, то нет никаких оснований считать его автором; Однако, если он меняет положение предметов, ракурс, свет, то считается, что и он приложил свою творческую составляющую и тоже может считаться автором.

Дизайнер, который обрабатывает фотографию, придавая ей свое видение, тоже имеет право на соавторство, если после обработки получилось новое, самостоятельное (производное) произведение. В этом аспекте вариант, когда сюжет снимался вторым фотографом аналогично первому, может рассматриваться несколько иначе. Если второй фотограф выполняет свою обработку снимка, в результате которой снимок становится производным произведением, то фотограф тоже имеет право на соавторство.


Не секрет, что у многих свадебных фотографов в портфолио находятся снимки не с реальных свадеб, а с постановочных съемок и мастер классов (МК). По этому поводу на одном из свадебных форумов не так давно разгорелся спор. Некоторые фотографы считали, что использовать работы с МК недопустимо. Аргументировали просто: проводящий МК фотограф нашел место, пару, поставил как надо. Снимай «шедевры» и никаких проблем. Другие отстаивали другую точку зрения – если смог снять на МК, то и в жизни потом сможет так же… Спор так и остался открытым. Но очень показательным примером были 3 фотографии с прошедшего МК. На первых двух пара была снята примерно одинаково. Похожие параметры камер, ракурс, задний план, разумеется эмоции пары. А третий фотограф снял на открытой диафрагме. Фон ушел в «густой туман». Ракурс немного другой. И в результате работа совершенно не похожая на две предыдущих. На мой взгляд, этот пример очень наглядно демонстрирует творческую составляющую третьего фотографа (забыл упомянуть, что он топовый фотограф и на МК был скорее ради общения с коллегами).И в этом случае его авторство совершенно бесспорно.


Очень часто на право авторства претендуют модели, визажисты, стилисты. Да, они бесспорно приложили руку, а некоторый и тело к созданию снимка. Но в любом случае на снимке отображено видение фотографа. И он является автором. Простая аналогия: художник рисует модель с натуры. Насколько я знаю, не было ни одного прецедента, чтобы модель оспорила у художника авторство.

Чтобы избежать возможных недоразумений, надо еще до съемки заключить с моделью и стилистом/визажистом договор о распределении прав на фото и разрешении его публикации. Обычно модель (визажист / стилист) получает право использовать фотографии для личного использования и своей рекламы. Исключительное право остается у фотографа.

Можно не получать у модели разрешение на публикацию, если модель получила хоть 1 рубль оплаты (ст.152.1 п.3  ГК). Но в этом случае нужно получить подтверждение оплаты – расписку, подписанную моделью или фотографию модели с табличкой «Оплату получила». Без такого подтверждения или договора модель легко может запретить публикацию ее фото, ссылаясь на статью об «Охране изображения гражданина» (Ст.152.1 ГК)

 

2. Какие бывают права на произведение?

Различают имущественные (исключительные) и неимущественные права.

Имущественные права включают в себя право на воспроизведение, распространение, публичный показ, обработку произведения, доведение до всеобщего сведения (размещение в СМИ) и др. Имущественные права могут отчуждаться по лицензионному договору. Отчуждение может быть как исключительным, так и не исключительным.

Неимущественные права включают в себя право на авторство, право на имя (псевдоним), право на обнародование, право на защиту. Неимущественные права не отчуждаются (Ст. 1265 ГК)

В случае исключительного отчуждения лицензиат получает право использовать произведение по своему усмотрению: размножать, передавать право третьим лицам, перерабатывать произведение или его части, публиковать, продавать и т.д. Но при этом он обязан указывать автора произведения во всех случаях, за исключением, когда автор даст письменное разрешение на использование его снимка без указания авторства (Ст.1265 ГК)

В законах об авторском праве действует одно общее правило: по авторскому праву все вопросы решаются в письменном виде!

В случае не исключительного отчуждения в лицензионном договоре подробно прописываются права лицензиата на использование произведения.

В свадебной фотографии наиболее распространена передача не исключительных прав. Если копать совсем глубоко, то передачи прав не происходит вообще, поскольку не заключается лицензионный договор. Хорошо если в договоре на съемку есть пара строк о передаче прав. Чаще всего заказчику передается право на личное использование фотографий, размножение, доведение до всеобщего сведения. Очень фотографы не любят, когда заказчик вносит изменения в фотографии. Далеко не всегда произведение после такой обработки выглядят хорошо, что косвенно может повредить репутации фотографа. Если право на обработку не передано, то изображение защищено статьей 1266 ГК. (Из судебной практики: при любом изменении произведения доказывать вред репутации уже не требуется). Но на практике заказчикам такое нарушение чаще всего прощается. Никто не хочет портить отношения, а тем более судиться.
Так же заказчику обычно не передается право коммерческого использования работ или передачи третьим лицам для коммерческого использования. Поэтому, передавая изображение третьим лицам для рекламы их товаров или другого использования, а так же участие в конкурсах, в которых организатор впоследствии может использовать фотографии о своему усмотрению, заказчик нарушает авторские права фотографа.

 

3. Защита фотографий.

Обнародуя фотографию, крайне желательно нанести на нее свой логотип или свои данные, например фамилию имя и отчество. По закону автором признается тот, чье имя указано на фотографии, до тех пор, пока не доказано обратное. Удаление логотипа противозаконно и усугубляет вину.

Итак, вы увидели свою фотографию на чужом сайте. Что делать? Куда бежать? Сначала – никуда.


Из судебной практики: ООО «Ньюс медиа-Рус» против АНО «ТВ Новости». Дело №А40-104918/10-15-893. АСГМ. 21.12.2010.

Ответчик использовал фрагмент видео размещенного на портале LIFENEWS. При использовании указал источник видео. Истец потребовал взыскать с ответчика крупную сумму.

Суд отказал истцу в удовлетворении иска по следующим причинам:
А) Произведение истца было в свободном доступе;
Б) Ответчик использовал только фрагмент видео;
В) Использование фрагмента осуществлялось в информационных целях;
Г) Ответчик указал на источник, откуда была взята запись.

И хотя у юристов остались вопросы к суду, в апелляции было отказано.

Таким образом, увидев свою работу на чужом сайте, не торопитесь в суд. Если будет сохранен ваш копирайт и дана ссылка на ваш ресурс – может быть стоит рассматривать это как рекламу? Потому что в суде вы скорее всего проиграете.

Если вам неприятно присутствие фотографии на этом сайте, проще и действеннее будет написать администратору сайта, с указанием, что размещение фотографии нарушает ваши права. В случае неудовлетворения вашей просьбы оставляете за собой право обратиться к провайдеру. Обычно этого хватает. Потому что провайдеру совершенно не интересно отвечать по искам – проще заблокировать сайт.

Но если ваш копирайт стерт, нет никаких указаний на источник, а хуже, если авторство присвоено – в первую очередь нужно собрать информацию о нарушителе. Если это соц. сети, то об авторе странички, разместившего ваши фотографии; если персональный сайт – кто владелец сайта. Информацию можно найти через поиск Яндекса, Гугла или через специализированные сайты, например pr-cy.ru

Для физических лиц необходима следующая информация: ФИО, место жительства;
Для юридических лиц: название и реквизиты.

Во вторую очередь нужно собрать доказательства нарушения ваших прав. Самое надежное – сходить к нотариусу и провести нотариальный осмотр сайта. Это стоит денег, но если твердо решили наказать нарушителя, то впоследствии ваши траты будут компенсированы. Менее надежным является принтскрин сайта. Как только нарушитель почувствует серьезность ваших намерений, он может удалить чужие работы из сети. Но не смотря на физическое отсутствие изображений, в сети останутся следы их размещения с маленькими превьюшками. При необходимости специалисты могут их извлечь. Как вариант – снять страницы сайта с чужими фотографиями на видео. Возможны показания свидетелей или иные доказательства.

Третье. Можно попытаться договориться с нарушителем без суда, отправив ему претензионное письмо, в котором указываете нарушение своих прав, обоснование творческой составляющей в своей работе (доказательство, что это не техническая съемка и что не любой мог так же снять), требование об устранении нарушения и выплаты компенсации.

Согласно статье 1301 ГК вы можете требовать компенсацию в размере от 10 000р до 5 000 000р (по усмотрению суда) за каждый случай нарушения авторского права или (на ваш выбор) в двукратном размере стоимости произведения или двукратной стоимости права использования произведения при его правомерном использовании.

При определении стоимости  компенсации судом учитывается любитель делал снимок или профессионал, у которого цена работы достаточно высока. Возможно в качестве отсчета использовать стоимость аналогичной работы у сторонних фотографов или оценку независимой экспертизы.
Если работа была опубликована в печатном издании, то имеет смысл отталкиваться от стоимости одного экземпляра и тиража издания.

Чаще всего в нашей стране претензионное письмо остается без ответа или в ответ следует сообщение с примерно таким смысловым содержанием: «Да ты офигел! Мы своим фотографам за такие работы по 100р платим. Приезжай, 1000р дадим».

Если вас такое предложение не устроит – пора нанимать адвоката и передавать дело в суд.
В иск необходимо включить следующие требования:
А) Признать право авторства;
Б) Устранить нарушение права;
В) Выплатить компенсацию в размере …
При желании можно потребовать от ответчика опубликовать решение суда за свой счет.
В последнее время стали известны случаи победы истцов над ответчиками с выплатами миллионных компенсаций. И они не единичные.

 

Итак, подведем итог. Если ваши права нарушены, алгоритм действий таков:
А) Оценить критичность нарушения ваших прав. Если даны ссылки на ваши ресурсы, указано авторство, то может и не стоит придавать этому продолжения и рассматривать, как рекламу. В противном случае идем дальше.
Б) Собрать информацию о нарушителе.
В) Собрать доказательства нарушения прав и зафиксировать их документально.
Г) Написать претензионное письмо. Если удается достичь согласия, останавливаемся на этом пункте. В противном случае идем дальше.
Д) Нанимаете адвоката, составляете иск и подаете в суд. Дальше все делает адвокат.
Е) После победы в суде получаете компенсацию.

 

Удачи!

 

 

 
 

Все фотографии и тексты, представленные на сайте, являются собственностью А. Морковкина и защищены законом "Об авторском праве". Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях, а также любая обработка без моего письменного разрешения ЗАПРЕЩЕНЫ! В случае размещения работ в интернете обязательна обратная активная ссылка на мой сайт.

 
© 2007-2012 Морковкин А.В.
Все права защищены
Версия 4.0 от 31.01.2012

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100 ТОП Фотосайтов